МБДОУ "Детский сад № 18 комбинированного вида"
Телефон/факс: +7 (81371) 2-05-51
Адрес: 188300, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Володарского, д. 27

К КОНЦУ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (К 6 ГОДАМ) РЕБЕНОК МОЖЕТ:

Физическая культура

- Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп
- Лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа
- Прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через длинную и короткую скакалку
- Метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча
- Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие
- Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом
- Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами
- Кататься на самокате
- Участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей
- Плавать (произвольно)

Ребёнок и окружающий мир

 

Предметное окружение, явления общественной жизни.

- Называть знакомые предметы ближайшего окружения и их назначение для облегчения труда человека.
- Определять их цвет, величину, форму, вес (лёгкий, тяжёлый)
- Ориентироваться в их расположении по отношении к ребёнку (далеко, близко, высоко)
- Знать материалы, из которых изготовлены предметы ближайшего окружения (дерево, бумага, ткань, глина, металл, стекло) и уметь их классифицировать, знать их свойства
- Знать о разных видах общественного транспорта
- Знать правила дорожного движения
- Называть свой город, столицу страны
- Знать основные трудовые действия строителей, работников транспорта, связи
- Знать домашний адрес, имена, отчества родителей

Формирование экологических представлений

- Знать и называть некоторые фрукты, овощи и как их выращивают
- Знать   какие грибы и ягоды съедобные, какие несъедобные
- Знать, что растения выращивают из семян
- Различать и называть 4-5 деревьев, 2-3 кустарника по коре, листьям, плодам
- Знать и называть 4-5 комнатных растения
- Знать 2-3 вида травянистых растения леса, луга, сада
- Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений
- Знать и называть некоторых домашних животных, птиц и их детёнышей. Знать об их пользе, о труде человека по уходу за ними
- Знать и называть некоторых диких животных и их детёнышей. Знать об их жизни в природе
- Знать 2 вида бабочек и жуков
- Различать по внешнему виду 4-5 зимующих птиц
- Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе
- Называть времена года, отмечать их особенности
- Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года
- Бережно относиться с природными объектами

Формирование фонематического восприятия

- Различать на слух гласные и согласные звуки
- Выделять в слове первый гласный звук
- Выделять гласный звук в положении после согласного
- Анализировать звуковые сочетания типа: АУ, УА и односложные слова типа «СУП»
- Дифференцировать звуки по признакам звонкости – глухости (С-З), твердости – мягкости (Л-Ль)
- Определять количество слов в предложении (2-3-4)

Развитие речи

 

- Подбирать к существительному несколько прилагательных
- Заменять слово другим словом, со сходным значением
- Употреблять в речи простые и сложные предложения
- Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок
- Последовательно без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения

Ознакомление с художественной литературой

- Знать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, чистоговорки и загадки
- Называть жанр произведения
- Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворение
- Называть любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы

Формирование элементарных математических представлений

 

- Считать (отсчитывать) в пределах 10
- Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?»
- Уравнивать неравные группы предметов удалением и добавлением единиц
- Сравнивать предметы на глаз, проверять точность определений путём наложения или приложения
- Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания
- Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам
- Знать характерные особенности геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон)
- Называть части суток и их смену
- Называть текущий день недели

Изобразительная деятельность

 

Рисование
- Знать и называть цвета и оттенки (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, голубой, розовый, коричневый, оранжевый, светло-зелёный, тёмно-зелёный, сиреневый, фиолетовый)
- Уметь различать произведения изобразительного искусства
- Уметь рисовать линии:
  -- широкие   линии всей кистью плашмя
  -- узкие линии и точки концом ворса кисти
  -- закрашивать кистью, карандашом, в одном направлении
  -- ритмично наносить мазки, не выходя за пределы контура
  -- наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге
  -- регулировать силу нажима на карандаш и кисть, передавая оттенки
- Уметь рисовать предметы округлой, овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной формы
- Располагать изображения на всём листе, на одной линии, на широкой полосе
- Уметь передавать в рисунке, расположение частей объекта, их соотношение по величине, используя разные материалы и способы создания изображения
- Рисовать по представлению и с натуры
- Выполнять узоры по мотивам народного декоративно- прикладного искусства
- Уметь рисовать предметные и сюжетные композиции
Лепка
- Лепить предметы разной формы, используя ранее усвоенные приёмы:
  -- скатывание прямыми и круговыми движениями между ладонями
  -- сплющивание деталей ладонями обеих рук
  -- защипывание краёв формы кончиками пальцев с лёгким оттягиванием, краёв сплюснутого шара
  -- вытягивание отдельных частей из целого куска
  -- сглаживание пальцами поверхности вылепленного предмета
  -- примазывание частей, соединение деталей
  -- вдавливание середины шара, цилиндра
- Лепить человека и животных в движении
- Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции и позы фигур
- Создавать изображения по мотивам народных игрушек
Аппликация
- Уметь правильно держать ножницы
- Резать по прямой, по диагонали
- Вырезать круг из квадрата
- Вырезать овал из прямоугольника
- Аккуратно наклеивать изображения из нескольких частей
- Уметь составлять узоры из растительных форм, геометрических фигур

Конструирование

 

- Анализировать   образцы построек
- Создавать постройку по рисунку
- Планировать этапы создания постройки

Ручной труд

- Сгибать лист вчетверо в разных направлениях
- Работать по готовой выкройке, ножницами
- Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала

Музыкальное воспитание

- Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня), звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)
- Различать высокие и низкие звуки
- Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента
- Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки
- Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с передвижением вперед и в кружении
- Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.
- Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами

Трудовое воспитание

- Самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью
- Выполнять обязанности дежурных по столовой, правильно сервировать стол
- Поддерживать порядок в помещении
- Выполнять поручения взрослого

Игра

- Договариваться с партнерами: во что играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры
- Использовать различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.)
- Создавать предметно-игровую среду, используя полифункциональный материал, предметы-заместители и др.
- В играх с правилами адекватно оценивать свои возможности и без обиды и раздражения воспринимать свой проигрыш
- Объяснять правила игры сверстникам
- Иметь в своем опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях (детском саду, домашнем театре); оформлять свой спектакль, используя самые разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки и др.).