МБДОУ "Детский сад № 18 комбинированного вида"
Телефон/факс: +7 (81371) 2-05-51
Адрес: 188300, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Володарского, д. 27

Средняя группа «Красная Шапочка»

(дети 4-5 лет) общеразвивающей направленности

 

  • Шкляева Наталья Валерьевна

    Шкляева Наталья Валерьевна

  • Воробьева Ольга Александровна

    Воробьева Ольга Александровна

  • Химонен Екатерина Викторовна

    Химонен Екатерина Викторовна

  • Cуомолайнен Ирина Тойвовна

    Cуомолайнен Ирина Тойвовна

Шкляева Наталья Валерьевна

Шкляева Наталья Валерьевна Воспитатель Образование: высшее Категория: высшая Пед. стаж по состоянию на 01.09.2018: 26 лет 8 мес.          

Воробьева Ольга Александровна

Воробьева Ольга Александровна Младший воспитатель                            

Химонен Екатерина Викторовна

Химонен Екатерина Викторовна   Воспитатель   Образование: средне-специальное   Категория: без категории   Пед. стаж по состоянию на 01.09.2018: 3 год 7 мес.

Cуомолайнен Ирина Тойвовна

Cуомолайнен Ирина Тойвовна Воспитатель Образование: Категория: Пед. стаж по состоянию на 01.09.2018: .

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.

Ребенок может  по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п.), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»), о половой принадлежности людей разного возраста  (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина).  К 5 годам дети имеют представления об особенностях  наиболее  распространённых  мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

При организации безопасной жизнедеятельности ребенка взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, в соответствии с  реальной  действительностью: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.

В 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40-50 мин.

Дети этого возраста становятся более  избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: В 4-5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), держа руки на поясе; подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками (не менее трёх-четырёх раз подряд в удобном для ребёнка темпе).

Дети с удовольствием нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жёстким наконечником).

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Восприятие: к 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может целенаправленно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.

К 5 годам внимание становится всё более устойчивым (занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут) - если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В 5 лет интенсивно развивается память ребёнка - он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Цепкая память позволяет ребёнку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.

В  возрасте 4-5 лет преобладает воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка: в них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Однако образы у ребёнка 4-5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий. Детские сочинения в основном не имеют еще определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла.

Взрослому необходимо понимать, что воображение помогает ребёнку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному.  Развитие воображения  происходит  в игре, рисовании, конструировании.

Дети среднего дошкольного возраста свободно ведут счет в пределах 5, видят геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называют времена года, части суток. Различают правую и левую руку.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия.

К 5 годам в большинстве своём дети начинают правильно произносить звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений. В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные.

Речь становится более связной и последовательной. С помощью взрослого дети могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.

В  возрасте  4-5  лет  дети  использует обобщающие слова (мебель, посуда, транспорт и др.), объединяя предметы в видовые категории, называют различия между предметами близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и кофта;  называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.

Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского  опыта  играют  иллюстрации.  В  возрасте  4-5  лет  дети  способны  долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую  придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.

В МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ дети эмоционально откликаются на художественные произведения, в которых переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.

Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Дети эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, говорят о характере музыкальных образов, средствах музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.

Развитию исполнительской деятельности способствует  формирование  мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать танец,  импровизировать несложные ритмы марша и др. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкальной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.

К 4 годам в рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками: насыщают ворс кисти краской, промывают кисть по окончании работы, используют цвет для украшения рисунка. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Схематично рисует дом, человека, дерево.

В процессе лепки дети могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку.

Конструирование начинает носить характер целенаправленной деятельности (от замысла к  поиску способов её исполнения). Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно-проверочные действия. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

В  этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

 

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! 4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся  получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.

 

Уважаемые взрослые, Ваше мнение очень важно для ребенка!

Замечания ребенку должны нести позитивный и конструктивный характер.

 

При подготовке рубрики использованы

материалы из  Примерной основной общеобразовательной

программы дошкольного образования «Успех»

Издательство «Просвещение», 2010

 

 

Если у Вас возникли вопросы по развитию Вашего ребенка,  Вы можете задать вопрос прямо сейчас -  по электронной почте.

Также Вы можете индивидуально обратиться  к Вашему воспитателю или психологу детского сада.

 

7.00 – 8.10

Приём детей, утренний фильтр, работа с родителями, индивидуальная работа, самостоятельная игровая деятельность

8.10 – 8.17

Утренняя гимнастика

8.17 – 8.45

Подготовка к завтраку, завтрак

8.45 – 9.00

Игры, подготовка к занятиям

9.00 – 9.15

9.25 – 9.40

Занятия

9.40 – 10.15

Подготовка  к прогулке

10.15 – 12.10

Прогулка

12.10 – 12.30

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12.30 – 13.00

Обед

13.00 – 15.00

Дневной сон

15.00 – 15.25

Подъём, проведение бодрящей гимнастики, закаливающих процедур

15.25 – 15.50

Подготовка к полднику, полдник

15.50 – 16.05

Занятие

16.05 – 16.50

Самостоятельная деятельность, игры, индивидуальная работа

16.50 – 17.15

Подготовка к ужину, ужин

17.15 – 19.00

Подготовка к прогулке, прогулка

 

 

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

 

Физкультурное занятие

9.00 – 9.15

 

 

 

Окружающий мир

9.30 – 9.45

 

 

Формирование элементарных математических представлений

9.00 – 9.15

 

Конструирование / Аппликация

9.25 – 9.40

 

 

Развитие речи / Художественная литература

9.00 – 9.15

 

 

Лепка

9.30 – 9.45

 

Рисование

9.00 – 9.15

 

 

Физкультурное занятие

9.00 – 9.15

 

 

 

 

 

Музыкальное

занятие

15.30 – 15.45

 

 

 

Музыкальное

занятие

15.30 – 15.45

 

 

п/п

Виды двигательной активности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Утренняя гимнастика

0.07

0.07

0.07

0.07

0.07

2

Ритмические движения

0.10

 

0.10

 

 

3

Физическое развитие

 

0.15

 

0.15

 

4

Физкультминутки

 

0.03

0.03

0.03

0.03

0.03

5

Перерыв между занятиями

0.10

0.10

0.10

0.10

0.10

6

Бодрящая гимнастика

0.15

0.15

0.15

0.15

0.15

7

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (1-я и 2-я половина дня)

 

 

 

0.50

 

 

 

0.50

 

 

 

0.50

 

 

 

0.50

 

 

 

0.50

8

Самостоятельная игровая деятельность детей

 

1.00

 

1.00

 

 

1.00

 

1.00

 

1.00

9

Всего

2.35

2.40

2.35

2.40

2.25

 

Перечень процедур

Частота процедур

Время

Ответственный

1.Утренняя гимнастика

ежедневно

7 мин.

воспитатель

2.Физкультурные минутки

2 раза в день

3 мин.

воспитатель

3.Физкультурные занятия

2 раза в неделю

15 мин.

инструктор по физкультуре

4.Прогулки на свежем воздухе

2 раза в день

 

воспитатель

5.Закаливание

(обильное умывание лица и рук по локоть прохладной водой, полоскание ротовой полости и гортани кипяченой водой)

 

ежедневно до сна

 

10 мин.

 

воспитатель

6.Витаминизация

В период обострения респираторных заболеваний

 

младший  воспитатель

ст. медсестра

7.Аэрофитонцидтерапия, добавление лука, чеснока в пищу

 

ежедневно

 

Младший  воспитатель

 

8.Закаливание (воздушные ванны и хождение босиком по «дорожкам здоровья»), бодрящая гимнастика

 

ежедневно после сна

 

20 мин.

 

воспитатель

9.Дыхательная гимнастика, точечный массаж

ежедневно

8 мин.

воспитатель

10.Игры в спортивном уголке

ежедневно

II половина дня

воспитатель

11.Сквозное проветривание

Ежедневно

3 раза в день

В отсутствии детей

младший  воспитатель

 

 

In order to view this page you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Красная Шапочка 2011

Просмотреть фотоархив группы "Красная Шапочка" (2010 - 2011 учебный год)