К КОНЦУ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (К 7 ГОДАМ) РЕБЕНОК МОЖЕТ:
Физическая культура |
- Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье) - Прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см; в высоту с разбега - не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами - Перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель - Перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения - Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции - Следить за правильной осанкой - Ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстоянии 3 км, подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске - Участвовать в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис) -- Плавать произвольно на расстояние 15 м. |
Ребёнок и окружающий мир
|
Предметное окружение, явления общественной жизни. - Называть знакомые предметы ближайшего окружения и их назначение для облегчения труда человека.- Знать материалы, из которых изготовлены предметы ближайшего окружения и уметь их классифицировать (группировать) по различным признакам, свойствам и назначению, в соответствии с познавательной задачей - Различать предметы и объекты внутри обобщающих понятий: -- разные виды общественного и индивидуального транспорта (наземный, воздушный, подземный) -- посуда (столовая, чайная, кухонная и др.) -- головные уборы, обувь и одежда (верхняя, нижняя, демисезонная и др.) -- животные (звери, птицы, насекомые), их классификация -- дары природы в разное время года - Знать основные трудовые действия различных профессий- Иметь представления о родном крае; его достопримечательностях, называть свой родной город, - Знать домашний адрес, имена, отчества родителей, их профессии - Иметь представления о школе, библиотеке, почте, магазине и др. - Знать правила дорожного движения - Знать герб, флаг, гимн России, столицу страны Формирование экологических представлений - Устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями- Выделять характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей животных, растений - Иметь представление о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений - Знать и называть фрукты, овощи и как их выращивают - Знать какие грибы и ягоды съедобные, какие несъедобные - Различать и называть 5-6 деревьев, 3-4 кустарника по коре, листьям, плодам - Знать и называть 5-6 комнатных растений - Знать 6-7 травянистых растений леса, луга, сада - Знать некоторых представителей земноводных, пресмыкающихся - Знать и называть домашних животных и их детёнышей. Знать об их пользе, о труде человека по уходу за ними - Знать и называть некоторых диких животных и их детёнышей. Знать об их жизни в природе - Уметь различать и называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) - Уметь различать и называть муравьёв, пчёл, жуков (божья коровка, жужелица и др.), сравнивать насекомых по способу передвижения - Различать по внешнему виду 4-5 зимующих птиц и некоторых перелётных - Знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных растений |
Развитие речи
|
- Определить место звука в слове - Находить в предложении слова с заданным звуком - Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах - Различать понятие «звук», «слог», «слово», «предложение» - Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов - Пересказывать небольшие литературные произведения - Составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине, серии картинок, из опыта |
Ознакомление с художественной литературой |
- Различать жанры литературных произведений - Называть любимые сказки и рассказы; знать 2-3 любимых стихотворения, считалки, загадки - Называть 2-3 авторов и иллюстраторов книг - Выразительно читать стихотворение, пересказывать отрывок из сказки, рассказа |
Формирование элементарных математических представлений
|
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак в единое множество и удалять отдельные его части - Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями - Находить части целого множества и целое по известным частям - Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счёт в пределах 20) - Называть числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10 - Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов - Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =) - Различать величину: длину (ширину, высоту)., объём (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения - Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. - Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения) - Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей - Сравнивать целый предмет и его части - Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырёхугольники, пятиугольники), шар, куб. Проводить их сравнение - Ориентироваться в окружающем пространстве на плоскости. - Обозначать взаимное расположение и направление движения объектов, пользоваться знаковыми обозначениями - Определять временные отношения (день – неделя – месяц), время по часам с точностью до одного часа - Знать состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших - Знать как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду - Знать монеты достоинством 1,5,10 копеек, 1,2,5 рублей - Знать название текущего месяца, года, последовательность всех дней недели, времён года. |
Изобразительная деятельность
|
Рисование - Знать и называть цвета и оттенки (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, голубой, розовый, коричневый, оранжевый, светло-зелёный, тёмно-зелёный, сиреневый фиолетовый, жёлто- зелёный, серо-голубой, малиновый, персиковый)- Уметь различать виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство) - Уметь рисовать линии: -- широкие линии всей кистью плашмя -- узкие линии и точки концом ворса кисти -- закрашивать кистью, карандашом, в одном направлении -- ритмично наносить мазки, не выходя за пределы контура -- наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге -- регулировать силу нажима на карандаш и кисть, передавая оттенки - Уметь рисовать предметы округлой, овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной формы- Располагать изображения на всём листе, на одной линии, на широкой полосе, ближе или дальше от рисующего - Уметь передавать в рисунке, расположение частей объекта, их соотношение по величине, используя разные материалы и способы создания изображения - Рисовать по представлению и с натуры - Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства - Уметь рисовать предметные и сюжетные композиции Лепка - Лепить различные предметы, человека и животных, передавая форму, пропорции, позы и движения; создавать сюжетные композиции из 2-3 и более изображений- Уметь лепить предметы, используя ранее усвоенные приёмы: -- скатывание прямыми и круговыми движениями между ладонями -- соединение концов деталей -- сплющивание ладонями обеих рук -- защипывание краёв формы кончиками пальцев с лёгким оттягиванием краёв, сплюснутого шара -- вытягивание отдельных частей из целого куска -- сглаживание пальцами поверхности вылепленного предмета -- примазывание частей -- вдавливание середины шара, цилиндра - Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа- Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства Аппликация - Создавать изображения различных, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания- Уметь составлять узоры из растительных, геометрических фигур - Создавать сюжетные и декоративные композиции |
Конструирование
|
- Соотносить конструкцию предмета с его назначением - Создавать различные конструкции одного и того же объекта - Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции Ручной труд - Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги- Делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек - Уметь делать объемные игрушки - Уметь работать с иголкой - Уметь работать с природным материалом
|
Музыкальное воспитание |
- Узнавать мелодию государственного гимна Российской Федерации - Определять жанр прослушанного произведения (марш, танец, песня) и инструмент, на котором оно исполняется - Определять общее настроение, характер музыкального произведения - Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев) - Петь песни в доступном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание) |
Трудовое воспитание |
- Самостоятельно ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде - Ответственно выполнять обязанности дежурных (по занятиям, по столовой, в уголке природы) - Проявлять трудолюбие в работе на участке детского сада - Планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для выполнения трудовых действий. - Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмичный рисунок - Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг - Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии |
Игра |
- Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр - Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации - Моделировать предметно-игровую среду - В настольно-печатных играх с правилами договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами - В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрения - Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре - Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и др.) |