К КОНЦУ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (К 5 ГОДАМ) РЕБЁНОК МОЖЕТ:
Физическая культура |
- Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений - Лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой - Ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони. - Принимать правильное исходное положение при метании; метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд - Ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 метров - Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу - Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 метров) - Ходить на лыжах скользящим шагом на расстоянии до 500 метров, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку - Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую стороны - Выполнять упражнения, демонстрирую выразительность, грациозность, пластичность движений |
Ребёнок и окружающий мир
|
Предметное окружение, явления общественной жизни. - Называть знакомые предметы ближайшего окружения и их назначение.- Определять их цвет, величину, форму, вес (лёгкий, тяжёлый) - Ориентироваться в их расположении по отношении к ребёнку (далеко, близко, высоко) - Знать материалы, из которых изготовлены предметы ближайшего окружения (дерево, бумага, ткань, глина, металл) - Знать их свойства (прочность, твёрдость, мягкость) - Знать о разных видах общественного транспорта (самолёт, пароход) - Называть свой город, рассказывать о своем родном городе - Знать основные трудовые действия повара, врача Формирование экологических представлений - Знать и называть некоторые овощи (огурец, помидор, морковь, репа, свекла, лук и т.д.)- Знать и называть некоторые фрукты (яблоко, груша, персик, апельсин, лимон и т.д.) - Знать и называть некоторые ягоды (малина, смородина, крыжовник, слива) - Знать и называть некоторые растения (одуванчик, мать-и-мачеха, осока, клевер и т.д.) - Знать и называть виды деревьев (ель, сосна, берёза, клён, дуб, тополь и т.д.) - Знать и называть комнатные растения (фикус, герань и др.) - Знать, что растения выращивают из семян - Знать и называть некоторые домашние животные, птицы и их детёнышей. Знать об их пользе, о труде человека по уходу за ними - Знать и называть некоторые дикие животные и их детёнышей (заяц, лиса, медведь, белка, ёж). Знать об их жизни в природе - Узнавать по голосам 2 – 3 птиц - Называть насекомые (бабочку, жука, муравья и др.) - Узнавать мухомор как несъедобный гриб - Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе. - Называть времена года |
Развитие речи
|
- Употреблять слова:
-- с обобщающим значением (транспорт, посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты, животные и др.) -- обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный и др.) -- обозначающие этические (хитрый, добрый) и эстетические (красивый, нарядный) качества - Уметь образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница)- Правильно произносить все звуки родного языка - Выделять первый звук в слове - С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки - Рассказывать о содержании сюжетной картинки - Согласовывать слова в роде и числе - Составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предмету |
Ознакомление с художественной литературой |
- Назвать любимую сказку, прочитать понравившееся стихотворение, считалку - Рассматривать иллюстрированные издания детских книг - Драматизировать (инсценировать) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок) |
Формирование элементарных математических представлений
|
- Различать составные части группы предметов - Называть характерные особенности предметов (цвет, размер, назначение) - Количественный счёт до 5 - Уметь отвечать на вопрос сколько всего? - Сравнивать количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 5) - Сравнивать количество предметов двух групп путём поштучного соотнесения предметов (составление пар) - Сравнивать два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные) на основе приложения их к друг другу или наложения - Различать и знать характерные отличия круга, квадрата, треугольника, шара, куба - Определять положение предметов по отношению к себе в пространстве (вверху-внизу, впереди-сзади) - Уметь двигаться в нужном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо) - Определять части суток |
Изобразительная деятельность
|
Рисование - Знать и называть цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, голубой, розовый, коричневый, оранжевый, светло-зелёный)- Уметь рисовать линии (широкие кистью плашмя, узкие и точки концом ворса кисти) - Закрашивать кистью, карандашом, в одном направлении - Ритмично наносить мазки, не выходя за пределы контура - Уметь рисовать предметы округлой, овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной формы - Уметь передавать в рисунке, расположение частей объекта, их соотношение по величине, используя разные материалы - Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи - Уметь рисовать несложный по содержанию сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов Лепка - Уметь лепить предметы, используя приёмы:- защипывание краёв формы кончиками пальцев с лёгким оттягиванием краёв, сплюснутого шара -- вытягивание отдельных частей из целого куска -- сглаживание пальцами поверхности вылепленного предмета и примазывание частей -- вдавливать середину шара, цилиндра - Лепить предметы, объединять их в коллективную композицию- Уметь пользоваться стекой Аппликация - Уметь правильно держать ножницы- Резать по прямой, по диагонали (квадрат, прямоугольник, треугольник) - Вырезать круг из квадрата - Вырезать овал из прямоугольника - Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей - Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур |
Конструирование
|
- Знать и называть основные детали строительного материала - Использовать строительные детали с учётом их конструктивных свойств - Преобразовывать постройки в длину, высоту. ширину, соблюдая принцип постройки образца - Уметь сгибать прямоугольный лист бумаги пополам |
Музыкальное воспитание |
- Узнавать песни по мелодии - Различать звуки по высоте - Петь протяжно, четко произносить слова - Выполнять движения, отвечающие характеру музыки - Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах - Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками) - Играть на металлофоне простейшие мелодии |
Трудовое воспитание |
- Самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок - Самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой - Самостоятельно готовить к занятиям свое рабочее место, убирать материалы после занятия |
Игра |
- Принимать на себя роль, владеть способом ролевого поведения - Соблюдать ролевое соподчинение (продавец -покупатель) и вести ролевые диалоги - Взаимодействую, проявлять инициативу и предлагать новые роли или действия, обогащать сюжет) - В играх с правилами противостоять трудностям, подчиняться правилам - В настольно-печатных играх выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры - В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика), атрибуты, реквизит. |